Если вы думаете о бизнес-экспансии, возьмите алгоритм из 8 шагов Алексея Антонова (Time Saving Machine). В нем: какие страны перспективны, а куда заходить не стоит, долго ли можно работать нелегально и кто сдаст первым, как пережить хаос старта и другое
Стало тесно в России и думаете об экспансии бизнеса? Выход на иностранный рынок — процесс сложный, но при правильном подходе — экономически перспективный. Рассмотрим 8 основных этапов подготовки, это позволит продумать стратегию расширения до мелочей и избежать ошибок.
1. Проанализировать риски и отказаться от бесперспективных стран
Иногда эмоциональные впечатления от знакомства с другой страной преобладают над рациональными аргументами. Какими бы радужными ни казались торговые перспективы за границей, предварительно нужно не просто четко, а в цифрах и на конкретных фактах представлять себе ситуацию в стране. Чтобы получить детальную картину, нужно проанализировать:
- отраслевой (целевой) рынок, актуальный спрос (потенциальных клиентов), актуальное предложение (потенциальных конкурентов);
- экономические условия в стране выхода, реальные доходы целевой аудитории, доступность торговых площадей, деловых и бизнес-центров;
- местное законодательство: налоговое, таможенное, потребительское, предпринимательское, торговое, гражданское, административное;
- общий инвестиционный климат и состояние коррупции: как в стране выхода относятся к иностранным компаниям и реально ли торговать, не давая взяток;
- положение дел с организованной преступностью: в некоторых государствах Латинской Америки мафия — реальная и серьезная проблема для бизнеса;
- культуру той страны, в которую планируется вывести компанию: потребительские привычки, массовые вкусы, общая культура потребления.
Уже на этом этапе вы можете отказаться от идеи выхода за рубеж, отложить планы или сменить страну.