Материал раздела Основной
Елена Витчак

Компаниям нужны не только кадры, но еще и смыслы. Кто должен их создавать

Компании жалуются на острый дефицит кадров. Но упускают из виду, что проблема не только в нем: топ-менеджеры не умеют создавать смыслы. Елена Витчак, профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково», — о том, куда они делись и где их взять
Фото: Freepik
Фото: Freepik

Обычно людей в России хватало с избытком, не хватало средств. Сейчас ситуация уникальная: средства есть, а людей нет. Недавно у одного из моих слушателей произошла ситуация, которая может стать типичной: он совместно с партнерами вложил миллиарды рублей в строительство заводов, но не смог укомплектовать их кадрами и своевременно запустить производство. Заводы простаивали несколько месяцев.

Дефицит есть, но не везде

Нехватка распределена по рынку очень неравномерно. На вакансию директора по HR за неделю откликается сотня кандидатов с международным образованием, знанием языков и опытом. Одна из основных причин — уход с российского рынка зарубежных компаний.

Работодатель может выбирать из кандидатов еще на целый ряд позиций. Однако наблюдается острая нехватка в специальностях с так называемым высоким порогом входа, таких как инженеры, конструкторы, врачи, специалисты по исследованиям и разработкам (R&D), владельцы продукта (product owner), технологи, инженеры. Boston Consulting Group еще в 2020 году делала прогноз, что в России к 2025 году будет не хватать до 9,8 млн специалистов кластера «экономика знаний». Это очень большой дефицит в абсолютном значении.