Материал раздела Основной

«Посмотрим, как вы справитесь»: 7 ошибок лидера, которые разрушат команду

Руководитель дает двум работникам одно задание, чтобы посмотреть, кто выполнит его лучше. Он думает, что создает соревновательность, а на деле — нездоровую конкуренцию. Яна Мельвиль, старший консультант «Земли Стратега», — об этой и другой ошибках лидеров
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Ошибка № 1. Путают соревновательность и конкуренцию

Руководитель использует слова «соревновательность» и «конкуренция» как синонимы. Он не понимает, что в контексте управления командой эти два слова имеют существенные отличия. Соревновательность — стремление к достижению лучших результатов; а конкуренция — противостояние и борьба за ограниченные ресурсы. Соревновательность стимулирует сотрудников к развитию, а конкуренция разрушает командный дух и ведет к снижению эффективности работы.

Приведу пример. Гендиректор компании встретился по отдельности с тремя топ-менеджерами. Каждому из них тет-а-тет дал одно и то же задание. Через некоторое время все трое поняли это и пришли к гендиректору с возмущением. Он не стал отнекиваться, а уверенно заявил: «Вы каждый по-своему отвечаете за новый проект. Но я хочу посмотреть, как каждый из вас справится. Главное — работайте комплиментарно, как команда!» Что произошло дальше? Топ-менеджеры дружно забыли ту часть, которая была про «команду», потому что громче всего прозвучал первый посыл: «Я посмотрю, как вы с этим справитесь». Итог: борьба за влияние, бесконечные пересогласования каждого шага со стороны подчиненных, которые не знали, кого из начальников слушать, провисание проекта и в результате гнев первого лица. Произошедшее едва не разрушило команду высококлассных профессионалов. При этом виновник кризиса считал свои методы инструментом поощрения «здоровой конкуренции».

Руководитель, нацеленный на результат, в разговоре с сотрудниками разграничит понятия «конкуренция» и «соревновательность», отдав предпочтение второму подходу. Он обозначит приоритет командной работы, где каждый сотрудник вносит свой вклад в общее дело, а не борется за личное превосходство. Кроме того, будет проводить совещания, где каждый участник команды сможет поделиться своими достижениями, трудностями и предложениями. А бонусы и премии будет использовать как формы поощрения командной работы.

Ошибка № 2. Думают, что все видят