Обновлено 02.07.2024, 14:53
В российской финансовой элите давно принято популярное мнение, что инфляция носит исключительно монетарный характер. Поэтому обсуждение возможных мер ее сдерживания и строится вокруг роста или снижения ключевой ставки.
Однако в действительности на инфляцию влияет множество факторов: олигополия в рознице, разрыв между ставками льготного и рыночного кредитования, чрезвычайно невыгодные цепочки импорта и экспорта. В результате попытка ЦБ контролировать инфляцию с помощью ключевой ставки напоминает попытку кружкой черпать воду с корабля.
Просто посмотрев на динамику потребительских цен в России, можно отметить централизованный рост стоимости самых разных товаров. Розничный рынок на первый взгляд выглядит весьма разнообразным. Де-юре ФАС монополии не допускает, но де-факто есть три-четыре крупных игрока на продуктовом рынке: X5, «Магнит», «Дикси» и «Лента». Интернет-торговля также поделена между Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», «МегаМаркет». Рынок очень сильно изменился с этой точки зрения.