Материал раздела Основной

Как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах: пошаговая инструкция

Легкость выхода на маркетплейс компенсируется трудностями бухучета. Ошибки заберут ощутимую долю прибыли, когда налоговая начислит штрафы и неустойки. Сервис аналитики маркетплейсов MPSTATS показал этапы учета на ОСНО и УСН и предостерег от главных рисков
Кадр из фильма «Игры разума»
Кадр из фильма «Игры разума» (Фото: Universal Pictures)

Особенность бухгалтерского учета на маркетплейсе

Маркетплейсы в России работают с селлерами через агентский договор. Торговой площадке в этой схеме отведена роль посредника. Поставщик предоставляет товар, покупатель его выбирает и покупает, а маркет просто проводит сделку. Именно за эти услуги он берет комиссию.

В бухгалтерском учете при работе с маркетплейсами отражаются комиссии, выручка и прочие отчисления, если они есть. Когда какую проводку использовать, разберем ниже на примерах работы по УСН и ОСНО.

В качестве налоговой базы нужно указывать всю сумму, которую получил продавец. То есть весь доход продавца, включая отчисления (комиссии) маркетплейсу и т.д. — все деньги с торговли.

Какие системы налогообложения разрешены, а какие — нет (и почему)

На выбор есть три официально разрешенных варианта, которые позволяют беспрепятственно работать на любом маркетплейсе:

  • ОСНО (общая система налогообложения);
  • УСН (упрощенная система налогообложения);
  • НПД (налог на профессиональный доход).

Запрещены: