Как японский бизнес стал заложником конфликта США и Китая
С 1980-х годов японский бизнес не приковывал к себе столько внимания. За последние десять лет рентабельность японских компаний выросла вдвое. Сейчас за счет дивидендов и обратного выкупа акций они платят своим акционерам вдвое больше, чем десять лет назад. А после модернизации корпоративного управления в страну начали возвращаться иностранные инвесторы. Индекс Nikkei 225, который позволяет отслеживать стоимость крупнейших котирующихся на бирже фирм, за последний год вырос на 25%, хотя до этого десятилетиями держался вблизи одних и тех же отметок. В феврале он наконец побил рекорд, установленный в 1989 году, незадолго до схлопывания финансового пузыря (экономического пузыря в Японии, который наблюдался с 1986 по 1991 год и характеризовался многократным ростом цен на рынке недвижимости и фондовом рынке. — РБК Pro).
Во многом этот успех отражает изменения, произошедшие в японском корпоративном секторе за последние 35 лет. Стагнация в экономике страны, вызванная крахом фондового рынка и старением населения, сподвигла местных промышленных гигантов на поиск точек роста за рубежом, чем они и занимались последние десятилетия. В 1996 году продажи иностранных дочерних компаний японских производителей составляли всего 7% их совокупной выручки. В прошлом году показатель достиг рекордного значения 29%.
Ключевую роль в экспансии сыграли два торговых направления: США и Китай. Америка уже давно является главным рынком сбыта для японских производителей, тогда как доля Китая особенно активно растет в последние годы.