Материал раздела Основной

Пять ситуаций, когда бухгалтеры портят компаниям жизнь

Бухгалтеру не хотелось показывать ФНС убытки, поэтому она подделывала цифры в отчетах. Собственники считали, что бизнес прибыльный, а он был убыточным. Анна Крысина, заместитель гендиректора «РБ ИАС», — о том, как еще бухгалтеры портят компаниям жизнь
Фото: Wesley / Keystone / Hulton Archive / Getty Images
Фото: Wesley / Keystone / Hulton Archive / Getty Images

Многие владельцы компаний не вникают в бухгалтерский учет. Кто-то считает, что это второстепенная задача, за которую отвечает бэк-офис. Кто-то — что это зона ответственности исключительно главного бухгалтера. Такой подход чреват штрафами, приостановкой деятельности компании и даже уголовной ответственностью — причем не только бухгалтера, но и самого собственника. Рассмотрим самые распространенные ситуации, когда бухгалтер может стать для владельца компании источником проблем.

1. Неоптимизированное налогообложение

Здесь есть несколько вариаций.

Бухгалтер не использовал законные возможности снижения налогов компании.

Речь идет о различных льготах, корректном и своевременном оформлении документов. За эту ошибку никто не накажет, но компании она может влететь в копеечку. Например, бухгалтер может не знать, что малому бизнесу положены налоговые льготы и послабления при условии вступления в реестр МСП, не отслеживать изменения в законодательстве и не применять их в своей деятельности, чем приносит бизнесу дополнительные расходы, которых могло бы и не быть.

Бухгалтер неверно выбрал систему налогообложения.

Выбор системы налогообложения — ключевой вопрос налогового планирования как на старте бизнеса, так и по мере его развития. При этом многие начинающие предприниматели не знают обо всех имеющихся у них возможностях и используют неподходящую систему налогообложения, что приводит к необоснованной налоговой нагрузке. Самый яркий пример: предприниматель знает, что УСН выгодна на старте, но не знает, какой объект налогообложения выбрать и по каким маркерам — доходы или доходы минус расходы.