Материал раздела Основной

Пора менять бизнес-модель. Как избежать провала — совет от «Леруа Мерлен»

Трансформация бизнес-модели проводится в четыре этапа. На каждом из них есть риски. Например, не всегда стоит полагаться на логические доводы и показатели рынка. Почему это может привести к краху, рассказывает Николай Кныш («Леруа Мерлен»)
Фото: Petrov Sergey / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / Global Look Press

Этап 1. Понять, зачем нужна трансформация

Трансформация бизнеса — это изменения бизнес-модели, организационной структуры и процессов компании, которые преследуют конкретную цель. При этом дело не во внедрении каких-то технологий или новых инструментов работы команд. Главное — это переосмысление подхода к работе с клиентами и ведению бизнеса.

Трансформация всегда опирается на новую стратегию. Поэтому на старте важно ответить на вопросы:

  • зачем нужна трансформация,
  • чего мы хотим достичь.

Для этого стоит выявить основные вызовы рынка, которые ограничивают развитие бизнеса, и определить способы, которые помогут их преодолеть. С метриками, кейсами, рисками. При этом нет унифицированного набора метрик — у каждого бизнеса свои ключевые показатели. Именно их нужно оценивать.

Есть компании, которым не нужна трансформация. Они работают в своей узкой нише или в рамках одного региона. У них нет грандиозных целей по масштабированию бизнеса.

Этап 2. Определить модель организации

Далее нужно конкретизировать ответ, сформулировав оптимизационную цель: какой должна стать организация, которая способна достичь желаемого. Посмотрим, как зависит оргструктура от цели.