Материал раздела Инвестиции
Обновлено 27.05.2024, 12:58

Возвращение Alibaba: что изменилось в стратегии китайского онлайн-гиганта

В конце 2022 года рыночная стоимость Alibaba рухнула почти до рекордных минимумов. Теперь компания фактически возвращается из небытия, пересмотрев свою стратегию. Вот что изменилось и каковы шансы мастодонта e-commerce на успех
Фото: Wang He / Getty Images
Фото: Wang He / Getty Images

Компания Alibaba была символом успеха китайской e-commerce. Однако сейчас ее название произносят, когда говорят о проблемах отрасли. В 2021 году фирма стала ярким примером репрессий против крупнейших технологических компаний КНР, поскольку ее дальнейший рост и важнейшая социальная роль, судя по всему, обеспокоили правящую Коммунистическую партию Китая. Alibaba оштрафовали на рекордную сумму в размере $2,8 млрд за монопольную деятельность, которая, как утверждают власти страны, наносила ущерб клиентам и продавцам.

В результате соучредитель компании Джек Ма отправился в добровольное изгнание. А конкуренты Alibaba, включая PDD Holdings, изначально платформы для групповых покупок, и ByteDance, которая владеет TikTok и схожим китайским приложением Douyin, смогли лучше адаптироваться к более экономным покупателям и новым тенденциям. К этим тенденциям относится «социальная коммерция» (вид e-commerсe, в рамках которого соцсети активно используются для продажи и покупки товаров и услуг).

В конце 2022 года рыночная стоимость Alibaba, за два года до того превысившая $800 млрд, упала ниже $170 млрд. В результате компания по этому показателю приблизились к рекордному минимуму со времен ее крайне успешного IPO в 2014 году.