Обновлено 27.05.2024, 12:58
Компания Alibaba была символом успеха китайской e-commerce. Однако сейчас ее название произносят, когда говорят о проблемах отрасли. В 2021 году фирма стала ярким примером репрессий против крупнейших технологических компаний КНР, поскольку ее дальнейший рост и важнейшая социальная роль, судя по всему, обеспокоили правящую Коммунистическую партию Китая. Alibaba оштрафовали на рекордную сумму в размере $2,8 млрд за монопольную деятельность, которая, как утверждают власти страны, наносила ущерб клиентам и продавцам.
В результате соучредитель компании Джек Ма отправился в добровольное изгнание. А конкуренты Alibaba, включая PDD Holdings, изначально платформы для групповых покупок, и ByteDance, которая владеет TikTok и схожим китайским приложением Douyin, смогли лучше адаптироваться к более экономным покупателям и новым тенденциям. К этим тенденциям относится «социальная коммерция» (вид e-commerсe, в рамках которого соцсети активно используются для продажи и покупки товаров и услуг).
В конце 2022 года рыночная стоимость Alibaba, за два года до того превысившая $800 млрд, упала ниже $170 млрд. В результате компания по этому показателю приблизились к рекордному минимуму со времен ее крайне успешного IPO в 2014 году.