Почему компании получают неоправданно низкую оценку при выходе на IPO
РБК Pro публикует отрывок из книги Антона Малькова «Ценообразование IPO и SPO: от старого рынка к новому». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».
Суть феномена недооценки IPO
Исследователи отмечают феномен недооценки (underpricing) IPO, который наблюдают как на зарубежном рынке, так и на российском. Недооценка IPO приводит к образованию первоначальной доходности. Она определяется как разница между ценой предложения и ценой закрытия первого дня торгов. Как правило, результаты первого дня торгов характеризуются двузначными числами.
Но не в случае России. Более того, медианное значение за этот же период еще скромнее (1,8%). Несущественно выше первоначальная доходность была и до кризиса 2008 года (средняя — 4,5%, медиана — 3,2%).
Этому видятся два объяснения. Во-первых, российским компаниям/акционерам свойствен в целом агрессивный подход к ценообразованию. Во-вторых, рынок, представленный в основном иностранными институциональными инвесторами, не был достаточно глубоким.
Помимо образования первоначальной доходности краткосрочная динамика IPO характеризуется пиком объемов торгов: в первый день инвесторы корректируют аллокации (это отношение общего количества размещаемых бумаг к общему объему поданных поручений на участие. — РБК Pro), а также фиксируют прибыль (при положительной динамике котировок) или убыток (при отрицательной динамике котировок). Дальнейшая статистика объемов торгов говорит об угасании активности инвесторов: в 1996–2021 годах падение среднедневного объема торгов (ADTV) первого месяца по отношению к ADTV первого дня составляло 84,3%, ADTV первого года по отношению к ADTV первого месяца — 47,4%.