Шесть типов собеседников и как подстроиться под каждого из них
РБК Pro публикует отрывок из книги Вероники Хранеко «Меньше слов. Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».
Расскажу об одной методе, адептом которой сама стала некоторое время назад, — о Модели процесса коммуникации (Process Communication Model, или PCM).
Автор этой модели — клинический психолог и доктор философии Тайби Кэлер. В 1970‐е годы он выделил шесть фильтров восприятия, с помощью которых человек познает мир.
Согласно концепции доктора Кэлера, таких фильтров шесть.
- Мысли, обмен информацией и анализ фактов.
- Эмоции и их выражение.
- Мнения и ценности.
- Конкретные действия, которые нужно предпринять.
- Спонтанная реакция на все происходящее.
- Бездействие и представление о возможных вариантах.
В соответствии с этим мы получаем шесть базовых типов.
Логик
Такой человек обладает логическим мышлением, он ответственен и организован. Ему необходимо категоризировать всех и вся, находить причинно-следственные связи, анализировать идеи и факты и уметь резюмировать их. Для его внутреннего спокойствия и ощущения безопасности порядок имеет ключевое значение. Воспринимая мир через фильтр мыслей, он всегда должен быть в состоянии ответить себе на вопросы «Что? Где? Когда?». SMART как систему оценки наверняка придумали именно такие люди.
Если логик не имеет возможности планировать что‐либо наперед, он переключается на анализ прошлого.
Логик хорошо чувствует время, много работает и мало отдыхает, ибо лучший отдых для него — это смена занятий. Он дарит исключительно практичные и полезные подарки, направленные на профессиональное и личностное развитие. Кстати, люди такого типа очень ценят современные гаджеты, ведь они помогают что? Правильно: регламентировать и упорядочивать жизнь.
Это достаточно закрытый, неэмоциональный и даже суховатый тип личности. Ну а как иначе, когда важнее всего цифры и конкретика?
Их рабочее место очень функционально, современно и не содержит ничего лишнего.
Ключевой вопрос жизни логика: компетентен ли я? И он всегда стремится отвечать на этот вопрос утвердительно, неустанно повышая профессиональную квалификацию и занимаясь самосовершенствованием. Если вы хотите сделать логику приятное, похвалите проделанную им работу, сделав акцент на конкретные детали и объяснив причины такой оценки. Радости логика не будет предела.
Слова-маркеры в речи: логика, структура, порядок, классификация, система, план, проектирование, научная база, информация, конкретика, таблица, дедлайн, дальнейшие шаги, расчет, критерий, фактор, факт, этап, результаты, лженаука, адекватность, доказать, раскладывать, организовать, информировать, взвешивать, совершенствовать, измерять и т.д.