Материал раздела Основной
В октябре 2023 года мы запустили цифровую платформу для оказания медицинских услуг на дому в Бангалоре. Сейчас в индийском офисе работают 30 человек, в планах компании — расширить географию платформы на крупные индийские города, подключить 10 000+ медицинских кабинетов и достичь $100–150 тыс. выручки в месяц до конца 2024 года.
Расскажу, почему мы выбрали Индию.
У бизнеса с российским происхождением выбор страны для запуска сейчас, мягко говоря, невелик. Мы смотрели на Индию, Бразилию, Индонезию, Китай, во-первых, потому что они «дружественны» к России, а во-вторых, потому что ниша медтеха достаточно специфична. Однако ключевыми для нас стали несколько критериев.
1. Низкое проникновение медицинских услуг
Исследуя рынки разных стран, мы сравнивали уровень проникновения медицинской диагностики. Так, на 1 тыс. человек в Индии приходится 1,1 тыс. лабораторных исследований, в Бразилии — 5,9 тыс., в России — 10 тыс., в США — 21 тыс.
Мы не рассматривали «красный океан», где уже много сильных игроков и сформированный рынок, поэтому сразу отмели Европу и США — кроме очевидных ограничений, это еще и страховые рынки, сложные и зарегулированные.
Не подошел нам и «голубой океан» — страны с зачаточным уровнем насыщения медицинскими услугами, например африканские — они находятся на слишком ранних этапах. Согласно индексу Global Health Security 2021, самая густонаселенная страна континента, Нигерия, занимает 86-е место из 195 в рейтинге по уровню здравоохранения, а Центральноафриканская Республика — 189-е место. В Африке меньше конкуренции, но нет инфраструктуры, цепочки поставок фармы и медицинского оборудования крайне неэффективны. Растущим и крупным бизнес может стать здесь не раньше, чем через 10–15 лет.
2. Концентрация населения в крупных городах