Материал раздела Основной

Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением

В каждой компании есть сотрудники, которые предпочитают не высказывать свою точку зрения. Люди замалчивают не только проблемы, но и хорошие идеи. В чем причина молчания и как разговорить коллектив, поясняет Ирина Просвирякова («Фактор Лидера»)
Фото: gph-foto.de / Shutterstock / Fotodom
Фото: gph-foto.de / Shutterstock / Fotodom

Молчание сотрудников — предмет исследования ученых из области социологии, психологии и управления. Одним из первых на эту проблему обратил внимание немецкий и американский психолог Курт Левин. Он пришел к выводу, что молчание и утаивание трудностей в коллективе может серьезно повлиять на процессы принятия решений и общую эффективность группы.

Другим исследователем в этой области был Уилфред Бион. Психоаналитик и психиатр разработал концепцию «группы как единого целого» (group-as-a-whole), в которой рассматривал феномен «группового мышления» и проблемы, связанные с молчанием и подавлением индивидуальных мнений.

Сегодня в изучении и преодолении проблемы молчания сотрудников в коллективе — новая ключевая фигура. Речь идет об американском исследователе лидерства, профессоре управления Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон. Ее работа сосредоточена на создании и поддержке психологической безопасности в организациях. Эми Эдмондсон утверждает, что психологическая безопасность — важнейший фактор, позволяющий сотрудникам чувствовать себя комфортно, свободно выражать свои идеи, делиться мнениями, признавать ошибки без страха осуждения или наказания.

В своем исследовании «Психологическая безопасность в терапевтических командах» Эми Эдмондсон изучила, как данный аспект влияет на работу медицинских коллективов. Она провела серию интервью и наблюдений в нескольких клиниках и обнаружила интересный факт.