Материал раздела Основной

Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию

Ужесточение контроля на последних открытых 4 КПП на белорусской границе создало очереди в 50–70 км. Что происходит на таможне, как проверяют страну назначения и что делать, если машину развернут, — объясняет Валерий Букша (STALOGISTIC)
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Страны ЕС все плотнее сжимают «кольцо» санкционных ограничений на перевозки грузов в Россию. Последние новости касаются ужесточения контроля на границе с Республикой Беларусь, через которую идет основной транзитный поток из Европы в Россию.

Что случилось

В дополнение к уже закрытым в 2023 году Польшей, Литвой и Латвией пунктам пропуска литовские власти с 1 марта 2024 года закрыли еще два МАПП: «Лаворишкес — Котловка» и «Райгардас — Привалка». Таким образом, на белорусско-литовской границе осталось всего два действующих пункта пропуска: «Мядининкай — Каменный Лог» и «Шальчининкай — Бенякони», и по одному на польском и латвийском направлениях — «Кукурыки — Козловичи» и «Силене — Урбаны».

А в конце марта — начале апреля серьезно ужесточила условия таможенного оформления грузов Польша, фактически присоединившись к прибалтийским странам, которые сделали это еще раньше. Письмо с соответствующими рекомендациями, направленными на пресечение обхода санкций, польский Минфин направил в адрес таможни. Речь идет о 84-й, 85-й и 87-й группах товарной номенклатуры ВЭД, которые по документам идут транзитом в третьи страны — Казахстан, Армению, Кыргызстан, ОАЭ, Турцию и др. На эти группы товаров (а практически — на все) таможенные органы запрашивают дополнительный комплект документов, а при их отсутствии машины просто разворачивают.