Опубликовано 15.04.2024, 18:53
В середине октября 2023 года российская IT-компания «Астра» впервые разместила акции на Мосбирже. IPO прошло по верхней границе ценового диапазона — 333 руб. за акцию, компания привлекла 3,5 млрд руб. Благодаря высокому спросу, который более чем в 20 раз превысил предложение, в первый день акции взлетели на 40% — максимум, который могут позволить алгоритмы торговой площадки.
«Астра», скорее всего, установила небольшой объем размещения из-за рисков низкого спроса и стратегии, предполагал ранее аналитик «Альфа-Инвестиций» Павел Гаврилов. Разработчик также мог использовать успешный кейс Positive Technologies: компания предложила акции, а позже провела вторичное размещение на бирже (SPO) без допэмиссии. «То есть новые компании могут определить для себя некий невысокий порог free-float (акций в свободном обращении. — РБК Pro), оценить спрос на свои акции на IPO и провести SPO», — сделал вывод эксперт.
В результате сценарий, о котором говорил аналитик, реализовался. 15 апреля — почти сразу после окончания lock-up периода, когда акционеры не могут продавать акции, — «Астра» объявила о проведении вторичного листинга на Мосбирже. За неделю до этого бумаги компании начали падать в цене и с 8 по 10 апреля потеряли около 8%. На новости об SPO котировки отреагировали снижением более чем на 2,5%.
Аналитики инвесткомпании «Солид Брокер» назвали решение «Астры» провести SPO логичным шагом. Сейчас самое удачное время для проведения вторичного публичного размещения акций после того, как капитализация компании выросла в два раза с момента IPO. РБК Pro разобрался, зачем «Астре» вторичное размещение акций на бирже, что будет с котировками после SPO и почему аналитики считают, что этим моментом нужно воспользоваться.