Чаще используйте местоимение «мы» вместо «я», делегируйте и больше слушайте — Ольга Казакова, основатель и CEO «Драйвер роста», рассказывает, как руководителю развивать в сотрудниках самостоятельность, не рискуя подорвать результаты бизнеса
1. Делегируйте
Руководитель-лидер сам решает все проблемы команды, а руководитель, выращивающий лидеров, делегирует решение проблем сотрудникам. Вот как постепенно прийти к делегированию:
- Указания. Пример: «Нам необходимо внедрить CRM, выясни, кто занимается интеграцией. С апреля нужно начать». Руководитель принимает решения и доводит их до сведения подчиненных. На самом деле это пока никакая не передача полномочий и не делегирование.
- Продажа идей. Пример: «Коллеги, я считаю, что нам пора внедрять CRM. Это позволит упростить и автоматизировать процессы, сохранять историю взаимоотношений с клиентами, повысить эффективность работы менеджеров, выстроить конверсионную воронку продаж, визуализировать путь клиента на каждом этапе и получать аналитику». Руководитель сам принимает решение, но дает обоснование, «продавая» идею сотрудникам.
- Консультирование. Пример: «Коллеги, я считаю, что нам пора внедрять CRM. Что думаете?» Прежде чем принять решение, руководитель просит людей высказать свое мнение. При этом ясно дает понять, что окончательное решение остается за ним.
- Достижение согласия. Пример: «Коллеги, давайте обсудим, не пора ли нам внедрять CRM, и примем решение. Кто что думает?» Руководитель приглашает сотрудников поучаствовать в обсуждении проблемы, желая достичь консенсуса. Как и остальные сотрудники, он имеет только один голос.
- Советы. Пример: «На мой взгляд, данная система лучше. Но решать вам». Руководитель оказывает влияние на сотрудников, сообщая им свое мнение по вопросу. Но окончательное решение принимают они.
- Информирование. Пример: «Коллеги, решите самостоятельно, какая CRM оптимально подойдет для нашей компании. Сообщите о своем решении, чтобы я был в курсе». Руководитель разрешает команде самостоятельно принять решение. При этом просит о нем проинформировать.
- Делегирование. Пример: «Коллеги, а что это за программа появилась у меня на рабочем столе?». Руководитель предоставляет команде самой разбираться с проблемой. А свое время тратит на принятие управленческих решений.
Конечно, передача полномочий c уровня № 1 на уровень № 7 происходит:
— поэтапно,
— индивидуально для каждой конкретной функции,
— индивидуально для каждого конкретного сотрудника.
Обсуждайте с каждым участником команды, и в первую очередь с топ-менеджерами, их уровень полномочий от 1 до 7 в каждой зоне ответственности или функции.