Карнавал со сменой масок: как и зачем играть в бизнес-игры

Бизнес-игра — инструмент, который на время выводит людей из традиционного привычного бизнес-контекста. Ведущий погружает людей в выдуманные обстоятельства — например, предлагает представить, что они выживают в тайге. Проживая нестандартные ситуации, люди легче вырабатывают нетипичные, а значит, возможно, более выигрышные, решения, ведь игра — древнейший формат общения и передачи опыта.
Какие есть виды бизнес-игр
Не путайте бизнес-игру с корпоративными развлечениями для сотрудников, которые нужны для общения. У бизнес-игры всегда трехчастная структура:
- проблема, которую бизнес хочет решить;
- действия, которые должны совершить участники;
- обязательный этап рефлексии, на котором нужно понять, что произошло и какие выводы из этого можно сделать.
Если разделить бизнес-игры по задачам, то можно выделить две группы:
- те, которые решают HR-задачи. Самый распространенный запрос — оценка компетенций сотрудников и поиск точек роста;
- те, которые помогают решить бизнес-задачи, — например, масштабировать бизнес и для этого найти ресурсы внутри компании.
По форматам бизнес-игры делятся на две большие группы.
1. Настольные и ролевые игры
Цель — научиться владеть определенным ресурсом и управлять им.
Например, бизнес-тренинги и учебники не помогли команде продажников справляться с задачами в критических ситуациях. Решено проработать ситуацию в игровой форме. Ведущий создает сценарий: «Представьте, что вы группа космических рейнджеров на враждебной планете. Ваша задача — вернуться на базу с минимальными потерями, по пути собирая необходимые ресурсы и грамотно ими распоряжаясь». Во время игры ведущий наблюдает за действиями участников, меняет сценарий и сюжетные повороты. После игры происходит этап рефлексии, когда фиксируются основные инсайты и наблюдения.