Материал раздела Основной

Селлеры против маркетплейсов: кто побеждает в судебных спорах

Маркетплейс быстро утилизировал не вывезенный со склада товар, продавец потребовал компенсации. Но суд сказал: это было законно. Выплаты при пожаре, контрафактный товар, штрафы — поводов судиться масса. Их подробно анализирует Татьяна Ларина (Nextons)
Фото: Мария Ионова-Грибина / РБК
Фото: Мария Ионова-Грибина / РБК

В последние несколько лет существенно увеличилось количество спорных ситуаций, возникающих между селлерами, реализующими свои товары и услуги на онлайн-платформах, и владельцами таких платформ. Продавцы стали все чаще обращаться в суд, чтобы защитить свои права и получить компенсацию за ущерб, по их мнению, причиненный им.

Предлагаем проанализировать судебные споры между селлерами и тремя крупнейшими российскими маркетплейсами за последние два-три года, чтобы лучше понять общую картину и ключевые тенденции.

С кем чаще судятся селлеры и чью сторону принимают суды

В результате анализа достаточного большого объема дел, рассмотренных судами за указанный период, можно уверенно сделать вывод, что один из трех маркетплейсов является очевидным лидером (лидирует с существенным отрывом) по количеству конфликтных ситуаций с продавцами, доведенных до суда. Два остальных крупных игрока в большей степени сталкивались с исками со стороны правообладателей товарных знаков за несанкционированную продажу товара, маркированного средством индивидуализации, имеющим действующую правовую охрану. Другими словами, за параллельный импорт либо контрафакт.