Материал раздела Основной

Рынок труда стремительно истощается: как справиться с нехваткой кадров

На одну вакансию приходится всего 3,5 резюме (hh.ru). На бирже труда тоже нет людей. Поэтому компаниям приходится изощряться, чтобы найти и удержать сотрудников. Какие подходы работают, рассказывает Дарья Фильченко (ГК «Институт тренинга — АРБ Про»)
Фото: Marta Fernafaindez Jara / Global Look Press
Фото: Marta Fernafaindez Jara / Global Look Press

Высокая потребность в кадрах вынуждает компании искать новые решения. Одни — активно релоцируют высокопрофильных кандидатов не только из других областей, но и стран — например, из Белоруссии и Казахстана, вторые — открывают представительства в других регионах и странах, куда переносят либо отдельную функцию, либо весь бизнес-процесс. Особенно часто так поступают со вспомогательными направлениями: бухгалтерией, HR, юридическим отделом.

Но есть менее радикальные способы справиться с дефицитом кадров. Разберу основные.

1. Снижайте профессиональные требования к линейному персоналу.

Требования к квалификации могут сильно отличаться для сотрудников разного уровня. Так, логично предъявлять высокие требования к топ-менеджерам: они должны выйти на работу и сразу начать приносить пользу. А вот к линейному персоналу требования можно немного снизить. Порой легче взять человека и быстро обучить его, чем месяцами искать того, кто уже умеет делать все.

IT-компания из Тулы испытывала трудности с наймом менеджеров по продажам. Город находится всего в 186 км от Москвы, поэтому специалисты активно переезжают в столицу либо работают в ней пять дней, а выходные проводят дома. Ведь уровень дохода в столице в 1,5 раза выше, чем в Туле. Компания решила справиться с проблемой так: она снизила требования к профессиональным навыкам кандидатов, но при этом стала уделять больше внимания их интеллекту и способностям к обучению. HR-служба компании разработала два карьерных трека для адаптации и развития. Первый — для опытных профессионалов. Второй — для специалистов без опыта. Программа адаптации включала в себя изучение характеристик продукта и техник продаж. Вместе с тем компания отказалась от того, чтобы ставить сотрудникам план по продажам во время испытательного срока. Основной целью адаптации стали изучение материалов и успешная сдача аттестации. К новичкам теперь прикрепляют наставника и бадди. Наставник помогает разобраться в материале и программах, а бадди — прижиться в новой культурной и социальной среде.