Экосистемы в России развиваются по двум сценариям. Какой ведет к упадку
Монополия или здоровая конкуренция: чем различаются экосистемы
Есть два вида экосистем: закрытые и открытые.
В закрытой экосистеме поставщиком сервисов выступают либо сама компания, либо связанные с ней лица или партнеры. Модель закрытой экосистемы распространена в финансовом секторе, где крупнейшие банки стремятся развивать только свои продукты. В России к таким примерам можно отнести экосистемы «Тинькофф» и «Сбер».
Сегодня на рынке идет серьезная борьба между открытыми и закрытыми экосистемами.
Крупные BigTech-компании стремятся «закрыть» свои экосистемы, чтобы больше зарабатывать. Они обладают качественными и количественными данными о своих клиентах. Поэтому им проще развивать собственные новые сервисы и таргетированно предлагать их, мешая здоровой рыночной конкуренции. Это приводит к монополии, при которой компании стремятся получить больше прибыли, занять долю на рынке и тем самым вытеснить конкурентов. К примеру, на Западе крупные компании используют стратегию выкупа финтех-стартапов: они не дают конкурентам завтрашнего дня созреть, покупая их сегодня по разумной цене.