Материал раздела Основной

Собственники подменяют стратегические цели мечтами. Где их ошибка

Стратегические цели компании — это мечты руководства, выраженные в деньгах. Как сделать так, чтобы эти мечты сбывались, рассказывает Екатерина Жуленева, финансовый директор «Нескучных финансов»

Шаг № 1. Соберите информацию

Для того, чтобы выстроить грамотную стратегию, нам нужны данные, на которые можно опереться в процессе планирования. Мы должны понимать:

  • какова рентабельность по чистой прибыли;
  • рентабельность каждого направления деятельности компании;
  • какие продажи были в прошлом периоде;
  • расходы и объем этих расходов по отношению к выручке в прошлом периоде.

Кейс: поясню на примере небольшого предприятия. Собственник хочет получить 100 млн руб. в качестве дивидендов. Он не может вывести на дивиденды всю чистую прибыль компании — часть необходимо отправить на масштабирование, развитие, создание резервного фонда. Таким образом, на дивиденды можно отправить 30 или 40% от чистой прибыли. То есть если собственник хочет 100 млн руб. дивидендов, то чистая прибыль предприятия должна составлять свыше 330 млн руб. Если он понимает, что рентабельность по чистой прибыли обычно 20% (у разных компаний этот показатель варьируется — у кого-то он действительно составляет 20%, а у кого-то и 3%), то выручка должна составить около 1,5 млрд руб. Если же компания даже гипотетически не способна сгенерировать такую выручку, то невозможно запланировать 100 млн руб. дивидендов. Соответственно, собственник должен уменьшить свои амбиции.