Опубликовано 01.04.2024, 08:42
Никогда еще риски для международной морской торговли не были столь высоки, следует из аналитического обзора инвестиционного банка Goldman Sachs. Количество негативных геополитических и климатических факторов только растет. А поскольку перевозки морским транспортом — важнейший способ транспортировки грузов, перебои в поставках могут нанести серьезный ущерб мировой экономике. Усугубление инфляции — лишь одна из возможных проблем. О ключевых факторах риска — в материале РБК Pro.
В настоящее время основной очаг напряженности для рынка морских перевозок — это Красное море, где с ноября 2023 года йеменские хуситы атакуют проходящие суда в ответ на военную операцию израильской армии и США в секторе Газа. «Это не сомалийские пираты из прошлого. Хуситы — это боевики, которые умеют воевать на море и располагают сложными системами вооружения, датчиками и средствами связи. По тактическим умениям они несильно отличаются от американских «морских котиков», — отмечает отставной адмирал и в прошлом верховный главнокомандующий союзными силами НАТО Джеймс Ставридис.
По данным Reuters, с 19 ноября по 8 марта дронами и ракетами было атаковано 44 корабля. Судоходные компании отказываются от маршрутов через Суэцкий канал — кратчайший путь из Азии в Европу, соединяющий Красное и Средиземное моря. Согласно ЮНКТАД — органу генеральной ассамблеи ООН, транспортная артерия обеспечивала в 2023 году от 12 до 15% мирового товарооборота.
По оценкам организации, атаки привели к сокращению объема торговли через Суэцкий канал на 42% за декабрь 2023-го — январь 2024 года. О растущих опасениях перевозчиков свидетельствовало падение доходов Суэцкого канала в январе почти на 50%.
При этом в феврале хуситы перестали ограничиваться кораблями и повредили три подводных телекоммуникационных кабеля. По оценке Goldman Sachs, торговый маршрут через Суэцкий канал пострадал сильнее всего среди рассмотренных в исследовании торговых путей: с января 2023-го по январь 2024 года судоходный трафик сократился на 20%.