Материал раздела Основной

«Деградируют и уходят»: как компании губят штатных IT-специалистов

Компания создает бесперспективную позицию, например специалиста по подготовке отчетов, и берет на нее джуниора-аналитика. Тот стагнирует и в итоге уходит из компании. Анатолий Карпов, гендиректор karpov.courses, — о том, как еще губят айтишников

По данным Минцифры, в 2023 году в IT-сфере не хватало 500–700 тыс. сотрудников. Даже «Яндекс», VK, «Тинькофф», Ozon и другие крупные бренды, которые регулярно входят в топ лучших работодателей, тратят по несколько месяцев на поиски айтишников, особенно если речь идет о data-инженерах и других узкопрофильных специалистах.

Почему компании сталкиваются с дефицитом кадров

Нередко компании сталкиваются со сложностями в найме IT-сотрудников, потому что не берут в расчет три проблемы, незаметные с первого взгляда.

Первая проблема — успешный наем junior-специалистов невозможен без вложений времени и денег.

Компании хотели бы закрывать 100% вакансий готовыми сотрудниками — как минимум, middle-специалистами с рынка. Но в какой-то момент осознают, что поиск таких специалистов занимает много времени и обходится слишком дорого, поэтому начинают обращать внимание на junior-специалистов. С первого взгляда с ними дела обстоят намного проще, ведь на рынке так много предложений, что на каждую вакансию есть сотни кандидатов. Всегда можно выбрать сотрудника с самым высоким потенциалом.

Однако проблема состоит в том, что junior по определению не может быть самостоятельным специалистом. Он умеет выполнять лишь базовые задачи, в более сложных вопросах ему нужна помощь опытных коллег. Если сотрудников уровня junior не обучать, они не растут. Поэтому если в компании не сложилась культура менторства, то регулярные вопросы новичков отвлекают мидлов и сеньоров от основной работы. В итоге продуктивность команды снижается, и компания отказывается от наема новичков.