Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 26.03.2024, 07:49

«Есть шанс стать голубой фишкой». Стоит ли участвовать в IPO «Европлана»

Крупнейший независимый лизингодатель в России выходит на биржу. Аналитики уверены, что его оценили дешево. Сколько реально может стоить компания c ROE 40%, а также какие есть драйверы роста и риски — рассказываем главное о «Европлане» перед IPO

«Европлан» участвует в IPO не первый раз. По сути, компания с таким названием еще в 2015 году разместила акции на Мосбирже, но тогда речь шла о холдинге, который позже был переименован в «ЭсЭфАй» (SFI). Лизинговая компания «Европлан» была выделена в отдельное юрлицо в 2017 году. Она хотела провести первое публичное предложение акций в 2021-м, но руководство приняло решение отложить листинг, чтобы компания еще «подросла», объяснял заместитель генерального директора «Европлана» Анатолий Аминов.

Чем занимается «Европлан»

Компания с 1999 года предоставляет услуги автолизинга — покупатель приобретает долгосрочную подписку на автомобиль и по истечении договора может его выкупить или вернуть лизингодателю. У «Европлана» 85 офисов в 67 регионах России и более 4 тыс. партнеров — дилерских центров. Услугами компании, в частности, пользуются операторы такси и каршеринга.

Клиент может взять в аренду легковой, грузовой, коммерческий автотранспорт, прицепы, автобусы и спецтехнику. В автопарке компании более 112 тыс. единиц техники: среди них автомобили российских (Lada, ГАЗ, УАЗ), китайских (Haval, Geely, Shacman), европейских (Volkswagen, Skoda, Mercedes) и японских марок (Toyota, Nissan) — как новые, так и с пробегом. Помимо аренды в услуги «Европлана» входит: регистрация и доставка автомобиля, топливные карты, выкуп, техническое обслуживание, автопомощь, шинный сервис и другое.

Клиентами «Европлана» преимущественно является малый и средний бизнес (91%), но услугами пользуются и физлица. Клиентская база высоко диверсифицирована по регионам и предметам лизинга. На конец 2023 года количество клиентов компании выросло до 145,8 тыс. Причем доля повторных клиентов составила 72% в новом бизнесе в денежном выражении.

Бизнес-модель «Европлана» позволяет компании показывать высокие темпы роста дохода при низких уровнях кредитного риска и операционных затрат. Это связано с тем, что стоимость автомобиля значительно превышает сумму покупки за вычетом арендных платежей. В результате компания может расти с минимальным риском. «Диверсификация лизингового портфеля компании и высокая доля непроцентных доходов вкупе с эффективным риск-менеджментом позволяют поддерживать высокое качество портфеля и наращивать прибыль даже в периоды макроэкономической волатильности», — указано на сайте компании.

Аналитическая компания Aigenis отмечает (отчет есть в распоряжении РБК Pro), что автолизинг — хорошая альтернатива банковскому кредитованию или покупке автомобиля на собственные средства. Из-за экономии на налогах и простоты оформления автолизинг составляет сильную конкуренцию традиционным банковским продуктам, поскольку в последние годы из-за роста цен долгосрочная аренда стала более привлекательной, чем обычная покупка автомобиля. Другим преимуществом лизинга является то, что схема финансирования на начальном этапе требует только авансовый платеж — благодаря этому у клиента остается больше свободных средств, которые он может направить на другие цели.

Рекомендуем
Финансовая грамотность: как управлять деньгами
За интенсиве РБК Pro вы узнаете, как находить «дыры» в бюджете и копить на крупные покупки
Пройти интенсив

Финансы «Европлана»

По итогам 2023 года чистая прибыль компании выросла на 24,4% в годовом выражении, до рекордных 14,8 млрд руб. Лизинговый портфель — общий остаток чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ) — за 2023 год увеличился на 40%, до 230 млрд руб. Компания объясняет динамику высоким уровнем повторных обращений и ростом числа новых клиентов.