В повседневной жизни нас окружают сгенерированные на лету сказки Алисы, суперточные подборки музыки и кинофильмов под личный вкус, «второе мнение» по рентгеновским снимкам, распознавание лиц в городской среде и на транспорте и, конечно же, всегда готовые помочь без очереди и в любое время суток боты клиентской поддержки в банках, авиакомпаниях и магазинах.
Блогеры, студенты, журналисты, писатели, художники и даже музыканты уже как минимум осознали конкуренцию со стороны нейросетей, а как максимум — каждый день используют их в работе. Голливуд неслучайно бастовал — в мае 2023 года сценаристы потребовали ограничить влияние ИИ на их работу.
Компании тоже осознали возможности, которые дает внедрение систем на базе искусственного интеллекта. Как они их используют?
Огромное число офисных сотрудников занято работой с документами, договорами, обращениями клиентов, проектной документацией или внутренними приказами. ИИ давно и успешно справляется с распознаванием текста.
Например, в РЖД действует автоматизированная система повышения качества обработки запросов граждан. Сто миллионов пассажиров ежегодно пользуется поездами дальнего следования. Поскольку бывает всякое: и кондиционер сломался в жару, и телефон в вагоне забыли, — РЖД получает сотни тысяч обращений объемом от одной фразы до нескольких страниц. С ИИ сроки поступления обращений от пассажиров к исполнителю сократились с нескольких дней до двух минут. А руководство получает аналитику по самым проблемным темам в реальном времени.
Другой пример — Служба финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ»). Жалобы от потребителей финансовых услуг, которые поступают в контактный центр Службы, попадают в роботизированную систему обработки обращений. ИИ анализирует каждую из них, классифицирует и направляет специалисту для принятия решения, заранее подготовив оптимальные варианты ответа. Вместо судебной волокиты, занимающей месяцы, 100% обращений рассматриваются в регламентные сроки. Причем 77% из них подаются онлайн из личного кабинета.
Имея библиотеку готовых текстов, можно сгенерировать новый документ под запрос. Сравнив входящий документ с ранее накопленной базой, можно найти противоречия и ошибки или, наоборот, быстро убедиться в уникальности новой идеи. В результате вдвое меньшим числом людей можно делать ту же работу. Либо увеличить бизнес вдвое без роста по персоналу.