Материал раздела Основной
Сотрудники тайно подрабатывают на стороне. Что делать
Две трети россиян подрабатывают на стороне. Работодатели, мягко говоря, от этого не в восторге. Но что делать, если возможности повысить зарплату нет? Рассказывает Артем Киреев, генеральный директор компании Welldone
Создавайте возможности внутри компании
Более трети работодателей считают, что подработки снижают эффективность сотрудников. Если продавец-консультант по ночам комплектует заказы, то в какой-то момент усталость даст о себе знать. Но возможность работать на кого-то еще в свободное время россиянам гарантирует статья 37 Конституции РФ «О праве на труд».
Согласно исследованию Российской школы управления, 69% россиян подрабатывают постоянно или эпизодически, еще 20% планируют начать. В качестве основной причины 82% опрошенных назвали желание увеличить доход. Один из действенных способов убедить сотрудников меньше «смотреть на сторону» — дать возможность увеличить заработок внутри компании.
Что делать бизнесу
- Внедряйте партнерский подход. Большинство компаний практикуют сдельную оплату труда. Важно, чтобы у сотрудников было чувство сопричастности и реальная возможность влиять на результат. Например, компания, которая предоставляет транспорт в аренду, решила продавать отдельно услуги сервисного центра. Проект чуть не провалился из-за тихого саботажа механиков, которые в периоды затишья успешно подрабатывали на стороне после смены. Фактически объем их работы вырос, и в новых заказах они оказались не заинтересованы. Но когда подход к оплате пересмотрели и каждый коммерческий клиент стал влиять на размер премии, механики стали главным «движком» проекта.
- Поощряйте горизонтальную ротацию. Джеффри Лайкер, всемирно известный эксперт по бережливому производству, приводит в пример один из заводов Toyota, где работает свыше 6 тыс. сотрудников. На этом заводе есть всего четыре категории должностей, среди которых основные — член и бригадир производственной бригады разной квалификации. Люди не прикрепляются к одному рабочему месту, а осваивают разные навыки. Это позволяет компании гибко реагировать на запросы клиентов, а сотрудникам — повышать свою ценность.