Материал раздела Основной

Почему продавцы судятся с маркетплейсами. Как отстоять свои права

И покупателям, и предпринимателям удается выигрывать в судах у маркетплейсов. Свежее дело — Wildberries заплатил продавцу 625 тыс. руб. за снятие с продажи вейпов. О случаях привлечения агрегаторов к ответственности рассказал Константин Горин («Партнер»)
Фото: Денис Воронин / АГН "Москва"
Фото: Денис Воронин / АГН "Москва"

Пробелы в законодательстве России

Конфликты между маркетплейсами, их партнерами, работниками и потребителями показали несовершенство регулирования этой отрасли.

Пробелы законодательства позволяют владельцам маркетплейсов нарушать права и продавцов и покупателей. Площадки могут в одностороннем порядке изменять условия договоров и размер комиссии, выставлять незаконные штрафы. При этом они не отвечают за достоверность размещенной информации о товарах и введение потребителей в заблуждение.

По общему правилу владелец маркетплейса, конечно, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если он предоставил ложные или неполные данные о товаре или продавце. Но он же от нее и освобождается, если первоначальным источником этих сведений был предприниматель, который реализует свою продукцию через эту торговую площадку. Подобный вывод следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.

Поэтому в судебных спорах с маркетплейсами у покупателей зачастую возникают сложности из-за выбора ненадлежащего ответчика. Не всегда легко удается определить, кому нужно предъявлять иск — онлайн-площадке или продавцу.