Материал раздела Основной

Рынок на триллионы. Выручка компаний стала зависеть от «клиентов-машин»

Через несколько лет каждый пятый доллар бизнесу будут приносить покупки, сделанные клиентами-алгоритмами. Это радикально изменит рынки: привычный маркетинг, построенный на человеческой психологии, окажется совершенно бесполезным
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

К 2030 году 15–20% выручки будут обеспечивать покупатели-машины, то есть различные устройства интернета вещей, которые будут приобретать товары и заказывать услуги для своих хозяев, прогнозируют CEO американских компаний, участвовавшие в исследовании Gartner. Поскольку выручка лишь 500 крупнейших фирм США составляет $18 трлн, речь идет о триллионах долларов, которые будут зависеть от поведения алгоритмов. Однако речь идет не только о больших суммах. Поскольку такие «клиентоботы» принимают решения о покупке совершенно по другой логике, чем люди, на многих рынках произойдут фундаментальные изменения — в цепочках поставок, маркетинге, обслуживании клиентов, цифровой коммерции.

Рынки, основанные на эксплуатировании эмоций и чувств клиентов, могут рухнуть, а компаниям придется подстраиваться под предпочтения алгоритмов. По оценке Gartner, этот экономический тренд станет более значимым, чем было развитие цифровой торговли, поскольку традиционные покупатели-люди могут начать постепенно исчезать. Программы уже давно торгуют на финансовых рынках и заказывают товары для крупных компаний. Но есть тревожный нюанс — по мнению ряда аналитиков, корпорации создают «умные» устройства не для удобства пользователей, а совсем для других целей.