РБК Pro публикует отрывок из книги психолога Наталии Преслер «Пять ложек меда родительской любви» издательства МИФ.
Критика позволяет человеку развиваться, формировать рациональное мышление, находить эффективные решения, справляться с непростыми жизненными ситуациями, анализируя свой опыт. Критика нужна и важна. Но давайте разберемся, в чем отличие конструктивной полезной критики от деструктивного критиканства?
Объясню это на примерах взаимодействия с ребенком. Эти правила во многом касаются и взрослых. Но помните, что со взрослыми они работают, если вы имеете право на критику (например, с подчиненными). Во всех остальных ситуациях критика осуществляется только по запросу. Чем старше ребенок, тем больше критика должна вестись в форме диалога.
Если ребенок, скажем, выполняет школьный проект самостоятельно и не просит вашей помощи, оценки, а вы видите, что в проекте есть что улучшить, можете спросить, не нужно ли ему помочь: «Ты хотел бы, чтобы я посмотрел (-а) твой проект и дал (-а) советы, что можно улучшить?» Если и в этом случае ребенок отказывается, имеет смысл оставить его в покое, даже если у вас чешутся руки. Не стоит переживать — мол, как же он тогда научится? Именно для этого в школе проверяют домашние задание, ставят отметки и дают обратную связь. Если же ребенок захочет воспользоваться вашими рекомендациями, то следуйте следующим правилам конструктивной обратной связи.