Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 16.02.2024, 07:00

В пролете. Как жадность акционеров и CEO почти погубила Boeing

Экономя на всем ради увеличения выплат акционерам, топ-менеджмент Boeing увольнял инженеров, нанимал дешевых индийских программистов и передавал все больше работ подрядчикам, из-за чего начал терять реальный опыт в производстве самолетов
Фото: Stephen Brashear / Getty Images
Фото: Stephen Brashear / Getty Images

Случилось невозможное — пассажиры по всему миру отказываются летать самолетами Boeing, которые еще недавно казались образцом надежности. Январский инцидент, когда у Boeing 737 Max во время полета оторвалась дверь, которую, как оказалось, забыли прикрутить болтами, напугал многих: пользователи стали в 15 раз чаще избегать рейсов, для которых используются эти лайнеры. Терпение заканчивается не только у пассажиров, но и у крупнейших покупателей продукции Boeing. Президент авиакомпании Emirates Тим Кларк в интервью Financial Times откровенно сказал, почему, на его взгляд, Boeing дошел до нынешней ситуации. По его словам, компания уделяла чрезмерное внимание пресловутому «созданию стоимости для акционеров». С 2013 по 2019 год, когда произошла другая авиакатастрофа с Boeing 737 Max, компания потратила на выплаты дивидендов и выкуп своих акций больше, чем получила прибыли. На это пошли даже депозиты, полученные от заказчиков в счет оплаты будущих поставок самолетов.

Откуда брались эти деньги? Чтобы сэкономить на разработке ПО для машин, чьи недостатки вызвали две катастрофы с человеческими жертвами, компания нанимала вчерашних индийских студентов. А при снижении спроса увольняла квалифицированных инженеров, которых потом не могла нанять обратно. Чтобы сократить собственные инвестиции в производство, Boeing передавал подрядчикам большой объем работ и в результате начал терять компетенции в проектировании и производстве самолетов. Кто довел компанию до такого состояния?