Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 13.02.2024, 08:12

«Это последний шанс». Как проблемы с 737 MAX могут лишить Boeing клиентов

После крупного скандала авиагигант рискует потерять доверие крупнейших клиентов. С жесткой критикой уже выступила Emirates, а Southwest Airlines заявила, что проблемы Boeing угрожают ее прибыли. Разбираемся, кто еще под ударом и что будет с Boeing
Boeing 737 MAX
Boeing 737 MAX (Фото: Joe Raedle / Getty Images)

Инцидент с самолетом Boeing нанес серьезный удар по репутации корпорации, которая только недавно восстановилась после громких авиакатастроф в 2018 и 2019 годах.

6 января 2024 года пассажирский авиалайнер Boeing 737 МАХ 9 компании Alaska Airlines, который летел из Портленда в Онтарио, совершил экстренную посадку. Причиной стал отвалившийся при наборе высоты люк аварийного выхода, в результате чего произошла разгерметизация салона.

После этого Федеральное управление гражданской авиации (FAA) и Европейское агентство безопасности полетов немедленно приостановили полеты лайнеров этой модели. Происшествие начали расследовать надзорные ведомства США. Акции Boeing отреагировали падением на 8%. С начала года рыночная стоимость компании упала более чем на 16%.

Ранее, в 2018–2019 годах, из-за некорректной работы автоматической вспомогательной системы MCAS произошло две авиакатастрофы самолетов 737 MAX 8 у побережья Индонезии и в Эфиопии.

После происшествия крупные клиенты компании стали высказываться о многочисленных ошибках при производстве авиалайнеров Boeing и длительных задержках с сертификацией некоторых самолетов компании. Например, американская Southwest Airlines — вторая в рейтинге лучших местных авиакомпаний — заявила, что планирует уменьшить закупки моделей 737 MAX и полностью отказаться от MAX 7 в 2024 году.

Другие клиенты обвинили Boeing в том, что она сосредоточилась на получении прибыли, и призвали компанию сместить фокус на безопасность производимых самолетов. По всей видимости, эта идея откликается инвесторам, которые слабо отреагировали на недавнюю публикацию рекордных финансовых результатов корпорации.

Претензии крупных авиакомпаний к Boeing

United Airlines

Только из-за возможных проблем с дверьми в самолетах МАХ 9 крупнейшие операторы модели — United Airlines и Alaska Airlines — за один день отменили около 8 и 22% рейсов соответственно. В конце января United Airlines заявила, что прогнозирует убытки за первый квартал года в диапазоне от $116 до $262 млн. Показатель превышает уровень $138 млн, который ожидали аналитики, опрошенные Refinitiv.