Как управленцу развивать эмоциональный интеллект — пять практик
Термин «эмоциональный интеллект» (EQ) впервые ввели американские психологи Джон Майер и Питер Саловей. Они определили EQ как разновидность социального интеллекта, которая определяет способность человека отслеживать свои и чужие эмоции. Позднее американский психолог Дэниел Гоулман расширил понятие, отметив, что это способность считывать свои и чужие эмоции и использовать их для реализации собственных целей. По Гоулману, эмоциональный интеллект состоит из следующих частей.
- Самосознание — способность человека отследить, как принимаемые им решения зависят от эмоций.
- Саморегуляция — способность думать ясно в периоды сильных эмоциональных потрясений, например испытывая гнев или растерянность.
- Мотивация — умение правильно оценивать эмоции.
- Эмпатия — способность посмотреть на проблему глазами другого человека, например признать, что продукт или сервис работает не так, как задумывалось, а то и вовсе не подходит клиенту.
- Социальные навыки — способность формировать и поддерживать отношения, а также эффективно общаться с людьми.
В какой-то степени эмоциональный интеллект дан нам от природы, но его все же можно развивать. Рассмотрим упражнения, которые в этом помогут.
1. Управленческий поединок
Управленческий поединок — формат командного тренинга по развитию коммуникационных навыков. В бизнес-среде он активно применяется руководителями и опытными менеджерами.
Как проводить: