Материал раздела Основной

Почему недовольство сотрудников полезно и как с ним работать

Когда руководители сталкиваются с несогласием работников, то часто делают вид, что ничего не происходит, или слушают тех, кто «кричит» громче других. Эксперты MIT Sloan рассказывают, почему это провальные стратегии и как правильно реагировать на протест

Адекватная реакция на возражения — одна из самых важных компетенций хорошего руководителя, и она играет особую роль в переходный период, например, во время возвращения сотрудников в офис после окончания пандемии. Сопротивление работников политике, распоряжениям или решениям руководства организации может принимать различные формы: от обеспокоенности и вопросов до активного противодействия и саботажа.

Эффективные руководители смотрят на возражения как на возможность повысить уровень обучения своей команды и одновременно продвинуть саму компанию вперед. Их цель здесь — улучшить понимание сотрудников и заручиться их поддержкой, при этом поддержать оптимистичные тенденции и дать отпор пессимизму. Подобный глубокий уровень понимания необязательно должен удовлетворять всех в организации. Однако он поможет создать атмосферу откровенности, смирения, адаптации и доверия и при этом позволит избежать деструктивных проявлений недовольства.

Эксперты по коммуникации и соавторы книги «Заботливое лидерство в сложном мире» (англ. Leading with Care in a Tough World) Филипп Дж. Клэмпитт и Боб ДеКо, опиравшиеся на десятилетия исследований, интервью и наблюдений за топ-менеджерами, выявили основные ошибки, которые допускают руководители, сталкиваясь с возражениями со стороны сотрудников, и предложили пять рекомендаций, которые помогут лучше реагировать на них.

Что не сработает

Сталкиваясь с несогласием или сопротивлением, руководители совершают три основные ошибки:

1. «Подавляют» неопределенность

Возражения повышают в организации нестабильность: например, когда сотрудники задают вопросы, на которые пока нет ответа, или когда дальнейшие планы еще не ясны. Многие руководители не придают этим возмущениям особого значения, выступают с умиротворяющими заверениями или переходят на авторитарный тон. Это может создать у коллектива ложную уверенность, но подорвать доверие в долгосрочной перспективе.

Согласно исследованию ученых, даже сотрудники, которые стремятся к большей стабильности в своей работе, хотят, чтобы их организации признавали неопределенность. Эффективные лидеры не скрывают нестабильность, даже когда от них требуют того уровня определенности, которого попросту нет. Даже если руководитель пока не знает ответов на заданные вопросы, он может успокоить сотрудников, если объяснит, как собирается найти эти ответы.