Материал раздела Основной

Клиенты выигрывают суды у образовательных платформ. Лопнет ли этот рынок

Бывшие учащиеся GeekBrains и Skillbox массово подают иски против этих платформ и уже отсудили десятки миллионов рублей. Основные жалобы — низкое качество курсов и отказ возвращать деньги за непройденные занятия
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В конце января платформа GeekBrains выплатила клиентам 23,5 млн руб. компенсаций за свои отказы возвратить деньги за онлайн-курсы. Решившим не продолжать обучение студентам удалось доказать свою правоту в суде. Причиной отказа от обучения они назвали низкое качество курсов: в них якобы много информации, которую можно найти в интернете бесплатно, а преподаватели плохо объясняют материал. Движение за возврат денег стало массовым: юристы сервиса DestraLegal.ru, представлявшие интересы истцов, выиграли уже 155 дел и считают, что это только начало — суды становятся на сторону бывших студентов в большинстве дел.

Позиции образовательных платформ уязвимы еще и потому, что они обещают трудоустройство по новым специальностям, которое не могут гарантировать, говорят юристы. И предостерегают их от рекламы в духе «Три месяца обучения — и вы программист в крупной компании». Эксперты считают, что рынок ждет «глубокое очищение»: раньше платформы старались заманить на свои программы каждого первого, но теперь им придется выяснять у клиентов, точно ли они готовы учиться до конца.