Материал раздела Основной
Дмитрий Стапран

Как платформы стали самыми дорогими компаниями, ничем при этом не владея

Платформы на пике популярности: стоимость некоторых оценивается в миллиарды долларов. При этом их положение зыбкое: лидер легко может превратиться в аутсайдера. Дмитрий Стапран, профессор бизнес-школ РАНХиГС, МГУ и МГИМО, — о том, что этому помешает
Фото:  David Becker / Getty Images
Фото: David Becker / Getty Images

Капитализация 20 самых крупных компаний в мире происходила за счет соединения заказчика товара или услуги с их поставщиком через платформы. При этом платформы редко производят то, что продают, фактически передавая на аутсорсинг свой основной товар или услугу.

Крупнейший владелец контента в мире Facebook* (ресурс, деятельность которого запрещена в России) не производит контент. Крупнейший в мире маркетплейс Alibaba не производит товаров, не хранит на складах и не имеет товарно-материальных запасов. Крупнейшие компании по предоставлению в аренду недвижимости Airbnb и Booking.com не владеют ею. Самая большая в мире компания такси Uber не владеет машинами и не нанимает водителей. Схожие примеры мы можем найти и на российском рынке: «Яндекс Маркет», Ozon и Wildberries, «Яндекс Такси», «Островок.ру», VK и др. Последнее десятилетие вообще можно с уверенностью назвать эпохой взрывного роста платформенных бизнесов.

В то же время эти компании ценятся на рынке что в мире, что в России гораздо больше, чем реально владеющие активами. Капитализация Facebook* доходила до $1 трлн, «Яндекса» — до $25 млрд. Согласно многолетним исследованиям заслуженных экспертов в области бизнеса платформ Давида Йоффе из Гарвардской бизнес-школы, Михаэля Гусмано из MIT Sloan и Аннабель Гавер из бизнес-школы Surrey, платформенные компании по сравнению с их традиционными аналогами при сопоставимой выручке показывали в два раз больше прибыли при в два раза меньшем количестве персонала. Более того, росли в два раза быстрее и оценивались инвесторами в 2,5 раза дороже. Согласно исследованию платформы Unicorn, результаты которого были опубликованы в 2023 году, из почти 1 тыс. «единорогов» (компании, чья оценка превысила $1 млрд) 40% были платформами. При этом компании-платформы оценивались в среднем в $4,1 млрд против «обычных» $2,4 млрд, что составляет внушительные 62% рыночной премии за «платформенность».

В чем сила героев нового времени