Материал раздела Основной

Operational Еxcellence: как добиться совершенства в бизнес-процессах

General Electric, Toyota, Starbucks — все эти компании объединяет то, что они стремятся сделать бизнес-процессы совершенными, то есть применяют подход Operational Excellence. Что это за подход, рассказывает Александр Тригуба («Мобиус Технологии»)
Фото: Oli Scarff / Getty Images
Фото: Oli Scarff / Getty Images

Все большее число компаний внедряет философию Operational Еxcellence (OpЕx). Есть даже номинация «Топ-50 лидеров мнений в области операционной эффективности» (Top 50 thought leaders in operational excellence).

Восемь принципов Operational Еxcellence

Термин буквально переводится как «операционное превосходство» или «операционное совершенство». Можно сказать, что это образ мышления каждого сотрудника компании. Он направлен на непрерывное улучшение бизнес-процессов и напоминает механизм часов, где каждый элемент несет четкие функции и имеет свои повторяющиеся циклы.

Понятие операционного совершенства появилось в 70-х годах прошлого века. Его ввел американский инженер, специалист в области качества Джозеф М. Джуран. Он обучал японских бизнес-лидеров методам повышения качества и объединил все свои идеи в концепцию. В ее основу был заложен принцип «триады качества»: планирование, контроль и повышение качества. Джуран считал, что все мероприятия должны быть заранее спланированы, поддаваться контролю и совершенствоваться по принципу «шаг за шагом — проект за проектом».

В целом OpЕx напоминает PDCA (от Plan, Do, Check, Act — «планируй, делай, проверяй, действуй») — цикл американского статистика Эдвардса Деминга. Однако в концепции Джурана лежат не 14, как в PDCA, а восемь основных принципов.

Вот эти принципы:

  1. За качество и результат отвечает первое лицо.
  2. По всей цепочке процессов выстраиваются отношения «поставщик — потребитель (заказчик)».
  3. Все ориентируются только на потребителя.
  4. Каждый сотрудник несет ответственность за организацию, каждый сотрудник тождествен ей.
  5. Главный критерий принятия решений — прибыль, и никаких компромиссов.
  6. Основная стратегия предприятия — учет затрат на качество.
  7. Внедрение статистических методов и непрерывный анализ.
  8. Непрерывное улучшение качества.