Материал раздела Основной
Ночные переработки из-за угроз лишиться премии, отказы в заслуженном повышении зарплаты, сопровождаемые запугиваниями уволить, — почти каждый сталкивался с манипуляциями со стороны руководства. Благодаря повышению внимания к психологическому здоровью на рабочем месте такие агрессивные методы эмоционального воздействия сегодня теряют свою силу: мы научились идентифицировать ряд подобных тактик. Однако и манипуляции эволюционируют, приобретая более сложные и изощренные формы, выявить которые становится все труднее. Разберемся, как вычислить манипулятивные техники в рабочей коммуникации и эффективно противодействовать им.
Манипуляция — в большинстве случаев довольно тонкий и искусный процесс. Поэтому определить, где проходит грань между манипулятивной коммуникацией и другими формами взаимодействия, часто бывает непросто. Например, приказ «Сделай отчет к концу месяца» — не манипуляция, а прямое и прозрачное требование руководителя. Если вы сделали проект, а заказчик не выплатил обещанную сумму и не выходит на связь, то это не манипуляция, а намеренное введение в заблуждение и невыполнение обязательств без дальнейшей коммуникации.