Материал раздела Основной

«Что скажет партия»: как пиарить бизнес в Китае

В Китае все СМИ строго контролируются цензурой, а журналистам не так важно принести эксклюзив, как раскрыть тему и проверить факты. Что еще отличает пиар в Китае, рассказывает Мария Лапук, основатель Vinci Agency
Фото: Guang Niu / Getty Images
Фото: Guang Niu / Getty Images

РБК Pro публикует отрывок из книги Марии Лапук «Пиар да Винчи, или Как сделать новость из ничего». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».

Если говорить о Китае, то там самая большая история связана с цензурой в медиа. Новости и публикации всех СМИ проходят через цензурный комитет. Англоязычных медиа не так много, в основном СМИ китайскоговорящие. Чтобы встретиться с кем-то, тебя должны ему представить. Если просто так найдешь чей-то контакт и позвонишь или напишешь, то, скорее всего, тебе не ответят. В Китае важно первое знакомство. Мы смеемся, что при первой встрече надо быть вежливым, как английская королева.

Рынок Китая сильно сегментирован: есть СМИ, пишущие на узкие темы. У нас таких медиа нет. Например, там можно найти прессу, которая пишет только про искусственный интеллект.

В западной модели коммуникации важно первым получить эксклюзив. В Китае журналисты говорят: «Окей, пусть весь мир напишет первым, а мы соберем фактуру и напишем через неделю». Это история про полноту информации, фактчекинг. В Китае часто пишут сначала небольшие СМИ и только потом крупные издания. У них информация идет снизу вверх: от меньших медиа к большим.