Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 12.01.2024, 20:00

Как удары США по Йемену повлияют на мировую экономику и Россию

После удара США по хуситам в Йемене выросли цены на нефть, а также акции судоходных и нефтяных компаний — как в мире, так и в России. Эксперты предупреждают об угрозе образования нового кризиса цепочек поставок и дальнейшем росте цен на топливо
Фото: Global Look Press / Keystone Press Agency
Фото: Global Look Press / Keystone Press Agency

В начале декабря прошлого года йеменские хуситы, выступающие против военных действий Израиля в секторе Газа, атаковали британское торговое судно в Красном море. Спустя месяц после ежедневных ракетных обстрелов со стороны хуситов США и Великобритания при поддержке других стран нанесли вооруженные удары по базам хуситов в Йемене. На обострение конфликта рынок пока отреагировал слабо, считают эксперты.

Из-за военного конфликта под угрозой оказались поставки товаров по всему миру, что привело к еще большему колебанию цен на нефть. За день стоимость Brent в моменте прибавила более 4%, превысив $80 за баррель. Значительно растет премия к цене нефти за военный риск, ранее снижавшейся из-за роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, и замедления роста спроса. По оценкам старшего преподавателя кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ходжи Кавы, стоимость транспортировки топлива из-за действий хуситов подскочила на 40%.

Одними из бенефициаров ситуации в Красном море стали судоходные компании, акции которых начали подниматься в цене. Так, за месяц до 9 января на 73% подскочили котировки израильской ZIM Integrated Shipping, акции Hapag-Lloyd выросли на 37%, Maersk — на 28%, китайской Cosco Shipping — на 14%.

На усугубление конфликта 12 января положительно отреагировали бумаги европейских энергетических компаний TotalEnergies и Shell, поднявшиеся в цене более чем на 1% на фоне подорожания нефти. Рост нефтяных котировок усилил ожидания, что ставки на морские перевозки будут оставаться повышенными.

Акции перевозчиков растут, поскольку высокие риски увеличили ставки фрахта судов, что, в свою очередь, повышает тарифы и стоимость перевозок. Так, наем судна стал дороже на 20–50% в зависимости от маршрута танкера, уточнял стратег по европейскому фондовому рынку Morningstar Майкл Филд. Аналитик Bloomberg Intelligence Ли Класкоу говорил о росте ставок фрахта навалочных грузов для крупных поставок на 75% в 2024 году.