Материал раздела Основной

Как не попасть в поле зрения ФАС из-за цены

Когда ФАС обращает внимание на ценовую политику компаний, почему доля рынка, определенная ведомством, может быть больше, чем считает сам бизнес, как ему действовать, если все равно интерес к ценам проявлен, — рассказывает Анна Бахаева (ALUMNI Partners)
Фото: Petrov Sergey / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / Global Look Press

Обычно в поле зрения ФАС попадают цены на рынках с небольшим количеством производителей (три-пять), которые вместе занимают существенную долю рынка (50–70%). Положение таких производителей на рынке считается коллективно доминирующим. При этом минимальная рыночная доля, необходимая для признания компании коллективно доминирующей, составляет всего лишь 8%.

Также антимонопольная служба следит за поведением крупных участников рынка с долей более 35%. Положение таких компаний может быть признано единолично доминирующим. Для компаний с долей более 50% доминирующее положение предполагается и не требует доказывания.

В первую очередь внимание ФАС безусловно сконцентрировано на промышленных и сырьевых рынках. Но бывают и случаи возбуждения антимонопольных дел на других рынках, в том числе на рынках потребительских, продовольственных и фармацевтических товаров.

При выявлении признаков монопольно высокой цены ФАС обращает внимание на то, было ли повышение цен на продукцию соразмерно росту затрат. Помимо этого, антимонопольный орган также обращает внимание на размер рентабельности продукции (отношение прибыли к полной себестоимости). С позиции закона прибыль от продажи товара должна быть необходима для его производства и реализации. Однако на вопрос о том, какую прибыль следует считать необходимой, однозначный ответ отсутствует. Необходимый уровень рентабельности определяется в зависимости от особенностей конкретного рынка.

Что делать, чтобы не попасть в поле зрения антимонопольного органа, и как подготовиться на случай, если ФАС все же заинтересуется ценами компании?