Материал раздела Технологии

Будущее Северного морского пути зависит от технологий. Как именно

Из России ушли иностранные распространители электронных навигационных карт — теперь их не обновить. Как это усложнило работу отрасли, в том числе развитие Северного морского пути, — рассказал Алексей Мигалин, генеральный директор компании «НавМарин»
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Безопасная навигация по Северному морскому пути (СМП) будет возможна, только если решить три ключевые проблемы, которые в основном лежат в плоскости технологий:

  • цифровизация судна и среды вокруг него,
  • создание телеком-инфраструктуры,
  • строительство флота, способного функционировать на маршруте.

Остались без обновлений

Россия долгое время находилась на обочине главного тренда последних десятилетий — цифровизации судна и среды вокруг него. А санкции последних двух лет в цифровой сфере, которые конкретно для этой сферы выразились в уходе распространителей электронных навигационных карт (ЭНК), создали серьезные риски судам и членам экипажей.

Дело в том, что ЭНК западных коллекций перестали обновляться. А любая карта без обновлений становится источником опасности.

И дело в том, что гидрографические объекты изменчивы. Старые навигационные опасности исчезают, новые появляются. Например, меняются фарватеры, береговые линии, глубины, подводные объекты.

Из 68 аварий на море, произошедших в 2022 году, 22 случились именно по навигационным причинам. На Северном морском пути столкновения судов с притопленными предметами произошли в порту Сабетта и в Карском море. Сам же путь ведет в Азию, где суда садились на мель в дальневосточных портах Корсаково, Зарубино-2, в Татарском проливе и трижды налетали на мели в Японском море. Также задача СМП доставить грузы в Европу — там навигационные аварии произошли в датском Хорсенсе и польском Щецине.

Отсутствие свежих ЭНК опаснее льдов, — в 2022 году ни один корабль на Северном морском пути в ледовый плен не попал.

Чем заменяют иностранные карты

Иностранных распространителей ЭНК морской зоны заменило Минобороны, наладив выпуск карт силами управления навигации и океанографии.

Однако выпустить ЭНК не значит решить проблему. Это бумажную карту можно читать саму по себе. А для чтения электронной карты необходима электронная картографическая система — ЭКС. Представьте, вы купили сим-карту, а она не подходит к телефону. Вы ее кое-как обрезали и вставили, но она работает с ошибками. ЭКН можно сравнить именно с сим-картой, а ЭКС — с гаджетом, на котором она работает.