Как не надо мотивировать сотрудников: советы профессора из 1960-х
Есть несколько практических советов, которыми не стоит пренебрегать. Избегайте тех, кто называет себя идейным вдохновителем. Не доверяйте человеку, который не носит носков. И не верьте компаниям, устраивающим день благодарности сотрудникам, чтобы показать насколько те важны.
Дело не только в том, что признание заслуг в течение одного из 260 рабочих дней выглядит абсурдным (по этой же причине не проводится день любви к супругу или национальная неделя «не будь полным идиотом»). Такое отношение слабо мотивирует персонал. Неужели надо усердно трудиться весь год, чтобы получить кусок холодной пиццы или статуэтку с надписью «Ты крутой»?
Такой подход больше говорит об убеждениях самих руководителей, чем о мотивации подчиненных. В опубликованной в 1960 году книге The Human Side of Enterprise (в пер. с англ. «Человеческая сторона предприятия») профессор Слоуновской школы менеджмента Дуглас Макгрегор разделил стили управления топ-менеджеров сотрудниками на две категории. Он назвал их «теория X» и «теория Y».
Конечно, Макгрегор, который умер в 1964 году, в книге отражал реалии своего времени. Но идеи автора по-прежнему сохраняют актуальность.