Суперсила, приди: как мы будем строить карьеру в эпоху развитого ИИ
Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.
В России, по нашей оценке, как минимум половина крупных компаний уже используют те или иные решения на основе ИИ для управления персоналом. Преимущественно — для подбора и найма сотрудников, адаптации новичков, а также организации Service Desk — с помощью «умных» чат-ботов люди получают ответы на типовые вопросы, оформляют заявки в разные отделы (IT, кадры), заказывают справки. Например, в кадровом делопроизводстве ИИ напоминает сотруднику, что необходимо подписать документ, — и делает это по тому каналу связи и в то время, когда выше шанс получить отклик.
Национальный портал в сфере искусственного интеллекта опросил более 10 тыс. российских организаций. Треть из них планирует внедрить ИИ в ближайшие три года. В технологически продвинутых отраслях, таких как финансовые услуги и IT-сектор, искусственный интеллект используют 51,3% организаций.
Какие возможности и риски для людей несет внедрение искусственного интеллекта в систему управления персоналом и поиска работы?
1. Станет проще искать подходящую работу
Исследования показывают, что 28% людей хотя бы раз увольнялись на испытательном сроке из-за несоответствия ожиданий и реальности. Более того, опрос hh.ru показал, что около 40% россиян задерживаются на одном рабочем месте менее одного года, а 28% — не более трех лет. Далеко не всегда компания устраивает нового сотрудника, а он — своего работодателя. Эту проблему может решить искусственный интеллект.
Уже сейчас ИИ применяют для оценки кандидатов. Задача таких сервисов — определить, подходит ли человек на позицию и соответствует ли его мировоззрение ценностям компании. Так, нейросети составляют тесты и анализируют ответы потенциальных сотрудников, сравнивают их с анкетами тех, кто успешно работает в компании долгие годы. Более того, системы компьютерного зрения могут фиксировать эмоции на лице человека во время собеседования, чтобы понять его характер и настрой.
Также ИИ может проанализировать активность кандидата в социальных сетях — это помогает выявить неприемлемое поведение, оценить эмоциональное состояние, отметить ценные для компании качества.