Материал раздела Основной

Маршрут перестроен: как страховать груз в новой реальности

Риски, что груз не доберется до пункта назначения или доберется испорченным, а получить страховое возмещение не выйдет, резко возросли. Павел Озеров, сооснователь страхового брокера Mains (входит в ГК Mainsgroup), объясняет почему
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Западная Европа всегда служила основным хабом для поставки товаров в Россию, включая отправления из Китая. Более 90%, а порой и почти 100% всех грузов, поступавших в РФ, доставлялись контейнерами через западноевропейские порты. Новороссийск и другие черноморские транспортные узлы не играли большой роли в этой системе, в то время как дальневосточные не были популярны из-за ограниченной емкости и больших сроков доставки в центральные регионы РФ.

С введением санкций со стороны ЕС западноевропейские коридоры закрылись для России. Однако инфраструктура российских портов не обеспечивает необходимые мощности (хотя государство активно инвестирует в их развитие). Это привело к формирование альтернативных маршрутов: через Иран, Турцию, Азербайджан, Грузию и Казахстан.

Перевозка грузов через западноевропейские порты всегда была предсказуемой по срокам, осуществлялась благонадежными партнерами с необходимыми сертификатами качества и соблюдением всех правил безопасности и сохранности товаров (если маршрут, например, проходил через неспокойную Румынию, то перевозку планировали в светлое время суток и без остановок). В новых маршрутах все эти условия претерпели изменения в худшую сторону. Из-за этого выросли физические риски порчи или утери груза, а также коммерческие риски, связанные с неполучением страхового возмещения.

Как изменились физические риски

Вероятность любого страхового события всегда определяется числом факторов, благоприятствующих его наступлению. В случае грузоперевозок по новым маршрутам таких факторов стало только больше.

Увеличение сроков доставки грузов

Из-за усложнения логистики сроки перевозки выросли минимум в 1,5–2 раза. Так, раньше на доставку груза из Германии требовалась неделя. Сейчас же транспортировка того же самого товара через Турцию занимает минимум месяц-полтора. Такое существенное увеличение сроков означает пропорциональный рост количества ситуаций, в которых с грузом может что-либо случиться (в результате природных катаклизмов или внешнего воздействия). Условно говоря, в течение месяца вероятность урагана выше, чем если мы говорим о сроке в неделю.