Материал раздела Основной

Аутстаффинг помогает сэкономить на разработчиках 15–20%. Где острые углы

Как развивается аутстаффинг в сфере IТ? В чем его основные проблемы? И почему краткосрочный аутстаффинг неэффективен? Рассказывает Константин Нефедов, исполнительный директор агентства «Далее»
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

IТ-компании начали активно внедрять аутстаффинг примерно пять лет назад. Однако наше агентство относилось к этой практике настороженно. Дело в том, что аутстаффинг — всегда сокращение экспертизы и, как следствие, маржинальности. Тем не менее по мере роста спроса на услуги мы решили запустить аутстаффинг. До 2022 года доля нового направления в выручке не превышала 6-8%, в 2022 году она составила 16%, а в 2023 году — уже 23%.

Расскажу о том, как устроен рынок аутстаффинга и какие на нем есть проблемы.

Свой путь: как развивается аутстаффинг в России и за рубежом

Объем российского рынка аутстаффинга сравнительно небольшой — так, Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ) в 2020 году оценивала его 23,1 млрд руб. ($259 млн). Из них 12–15 млрд руб., согласно данным Rubrain.com, приходилось на IТ-аустаффинг. При этом рынок растет в среднем на 30–40% в год.

Для сравнения: объем рынка аутстаффинга США, согласно данным исследовательской компании Arizton Advisory and Intelligence, — $32 млрд. Но растет американский рынок медленнее: согласно прогнозу аналитиков, к 2027 году он увеличится на треть — до $43 млрд.

Разницу можно объяснить тем, что в США аутстаффинг появился еще в 60-х годах прошлого века, тогда как в России — всего семь-восемь лет назад. К настоящему моменту российский рынок уже прошел стадию первоначального накопления капитала и стал более-менее цивилизованным: появились рейтинги аутстафферов (Рейтинг Рунета, Tagline), сервисы по подбору, специализированные чаты и площадки.