Материал раздела Технологии

Умные устройства и сервисы рекомендаций знают нас все лучше. В чем риск

«Умные» браслеты, голосовые помощники, персонализированные плейлисты и ленты в соцсетях — это наша реальность. Алгоритмы, а значит их владельцы, уже знают о нас немало. Арсен Бабаян («Системы корпоративной аналитики», Sweepnet) — о том, куда это приведет
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.

В современной цифровой эпохе ИИ и интернет вещей (IoT) играют важную роль в том, как меняются способы работы с информацией. Например, миллиарды устройств «умного» дома и т.п. ежедневно собирают, обрабатывают и передают информацию о нас, создавая огромные потоки данных. А рекомендательные системы, как те, что используются Netflix и YouTube, анализируют пользовательское поведение, предоставляя людям персонализированный контент.

Однако эти устройства и технологии вызывают опасения у граждан по поводу конфиденциальности их личных данных. В ответ на это развивается законодательство. Например, с 1 октября 2023 года в России вступили в силу новые требования к сайтам, использующим рекомендательные алгоритмы. Они обязывают владельцев соблюдать права пользователей, информировать о применении рекомендательных технологий и размещать правила их использования на сайте. Если требования не выполнять, то это может повлечь ответственность, вплоть до уголовной.

Поскольку технологии развиваются, растет и список возможных угроз. А значит, и необходимость в разработке мер безопасности, протоколов конфиденциальности, которые могли бы гарантировать, что персональные данные останутся защищенными.

Что устройства и сервисы про нас знают

Устройства, такие как «Алиса», Amazon Echo или Google Home, могут облегчить нашу повседневную жизнь, помогая автоматизировать рутинные процессы и предоставляя персонализированные услуги. Однако они также собирают огромные объемы данных о наших привычках, предпочтениях и расписании. Поэтому вопросы, как эти данные хранят, обрабатывают и используют, вполне закономерны.