Материал раздела Основной
Федор Федоров

Пять «вечнозеленых» вопросов, которыми задаются топ-менеджеры компаний

Компании адаптируются к изменениям, происходящим в мире. Но перед ними стоят и «вечнозеленые» вопросы, без ответов на которых невозможно выстроить бизнес-процессы. Федор Федоров, исполнительный директор бизнес-школы МИРБИС, разбирает самые популярные

1. Как выстроить стратегию развития бизнеса?

— Составьте критичный (стрессовый) сценарий. Как правило, в финансовом и стратегическом планировании выделяют три сценария: пессимистичный, базовый и оптимистичный. Однако компании из тех отраслей, которые санкции и последовавший за ними кризис затронули довольно сильно, строят также критичный сценарий.

При формировании такого сценария заложите снижение доходов не менее чем на 50%, а также сокращение спроса на товары или услуги со стороны новых клиентов на 30% — например, в связи со снижением платежеспособности населения, ростом инфляционных ожиданий, плохой экономической и политической конъюнктурой. На основании этого перераспределите прямые и косвенные расходы, приоритизируйте их и предусмотрите сокращение тех или иных статей.

— Актуализируйте карту рисков и оцените их приоритетность. При этом учитывайте динамику PEST-факторов — политических, экономических, социальных, технологических. Особенно если деятельность компании зависит от управления поставками или связана с каналами внешнеэкономической деятельности и зарубежными партнерами. С политической стороны риски могут быть следующими: санкции и закрытие границ, с экономической — повышение процентной ставки центральным банком и крах биржи. Социальный фактор нестабилен, потому что люди могут не пользоваться продуктом даже из-за негативных слухов. К технологическим факторам, в частности, относятся нехватка сырья и подорожание запчастей.

— Еженедельно отслеживайте работу по задачам и целям. Cвоевременно вносите изменения.

2. На какие рынки, внутренние или внешние, обратить внимание?