Материал раздела Основной

В России ужесточают контроль за информацией. Что могут ФСБ и Роскомнадзор

Роскомнадзор включает в реестр Организаторов распространения информации (ОРИ) все больше фирм. Эти фирмы обязаны обмениваться сведениями с ФСБ. Денис Волков и Анастасия Снопкова (BGP Litigation) — о том, за что попадают в реестр и можно ли из него выйти
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Владелец сайта, на котором пользователи могут общаться между собой или со службой поддержки, может быть признан организатором распространения информации (ОРИ) и внесен Роскомнадзором в специальный реестр (Реестр ОРИ).

Термин «ОРИ» появился в федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации) в 2014 году. Тогда была введена статья 10.1. В ней обозначено, что ОРИ — лицо, обеспечивающее функционирование информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.

Интересно, что в первоначальной редакции законопроекта № 428884-6 ОРИ определялся иначе. Квалифицирующим признаком был прием, передача, доставка, обработка сообщений исключительно между пользователями. Та же идея выражалась во всех пояснительных записках. Однако в последней редакции данное уточнение было исключено.

Принятая редакция закона толкует термин «ОРИ» расширительно — фактически под него подпадает любой сайт, который обрабатывает любые сообщения пользователей, причем необязательно направленные ими друг другу.

Расширительный подход переняли и регулирующие органы — Роскомнадзор и ФСБ. В письмах, которыми ФСБ уведомляет компании о необходимости включения в реестр ОРИ, отмечается, что под электронными сообщениями понимается любая информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. ФСБ также прямо указывает, что «предоставление функционала обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями сервисов не является квалифицирующим признаком ОРИ».

Какие компании могут признать организаторами распространения информации