Материал раздела Основной
Большинство российских компаний годами используют одну и ту же бизнес-модель, упорно стараясь повысить ее эффективность, оптимизируют бизнес-процессы, которые у них уже сложились, рекламируют одно и то же, лишь увеличивая бюджеты. В общем, «крутят колесо», которое не дает движения вперед, а лишь помогает уверенно стоять на месте.
Уход с российского рынка западных конкурентов лишь усугубил эту проблему — дал возможность продолжать в том же духе. История может закончиться плачевно по мере наплыва китайских конкурентов. Чтобы этого не случилось, стоит избегать стратегических ловушек, которые мешают бизнесу стать инновационным. Их описала Рита МакГраф, профессор Колумбийской бизнес-школы. Выделю те, которые наиболее распространены в российских бизнес-реалиях.
Инновационные идеи «проваливаются» между организационными блоками компании. Например, департамент маркетинга в компании — производителе массового товара игнорирует новую возможность повысить качество сервиса, потому что для ее реализации требуется дополнительная координация с другими департаментами.
Как не попасть в ловушку
Разделите операционный и инновационный бизнес. Создайте структуру, которая будет координировать работу с инновациями во всей компании. Профессора Гарвардского университета Чарльз О’Рейли и Майкл Тушман доказали, что вероятность успеха инновационных проектов значительно выше, когда операционной и инновационной деятельностью занимаются разные отделы организации, а не один и тот же. Можно даже сказать более определенно: инновационные проекты обречены на неудачу, если их ведут операционные подразделения компании. Причина проста: у операционного бизнеса нет времени и ресурсов заниматься инновациями.